Положение о единстве знания и добродетели
Следствия из положения Сократа о единстве знания и добродетели, как и само положение, пусть с ограничениями, но были усвоены позднейшей греческой философией. К ограничениям можно отнести признание у Аристотеля этической добродетели, опирающейся на привычку, наряду с дианоэтической, и проч. Логически из отожествления этих двух понятий вытекали два значимых вывода: 1) никто не может быть злым по доброй воле, это возможно лишь по незнанию, ведь знающий не может поступать плохо; 2) любой может стать добрым, если приобретет знание и разовьет свой интеллект (диалог Платона «Протагор»).
Огромное значение принципа Сократа, такого противоположного нашему пониманию мира, при этом скорей всего не вполне созвучного с фактами психической жизни, состояло в духовной свободе, автоматически провозглашенной этим принципом, в возможности для каждой личности освободиться от грубого природного основания, данного ему в удел при рождении. На самом деле, если в этом сократовском интеллектуализме можно разглядеть некий психологический детерминизм, то с другой стороны нельзя не увидеть в нем и полного торжества разума над неразумной волей. Именно на этой стороне понимания данного принципа и настаивал Сократ, делая ударение на необходимости для человека управлять своими страстями, подчиняя их разуму, но, при том, не избегая и наслаждений, составляющих существенный элемент человеческого счастья. На самом деле Сократ совсем не был аскетом, однако он никогда не позволял желаниям брать верх над разумом, вот почему именно он стал идеалом мудреца.
|