Сократ о смысле жизни и смерти
Сократ - цельный человек, однако же для него собственная жизнь считалась философской проблемой, в которой самым важным аспектом была проблема о смысле жизни и смерти. Не отделяя философию от действительности и других сторон существования, он совсем не имеет отношения к какому бы то ни было расчленению самой философии. Удивительная цельность его мировоззрения, его приземленность, жизненность, являлось таким же полным и глубоким выражением духовной жизни древнего мира.
То, что не успел сделать сам Сократ, постаралась и сделала за него история. Её труд особенно заметен в том, что одни его высказывания каталогизированы как этические, ещё одни - как диалектические, другие - как идеалистические, прочие - как стихийно-материалистические, религиозные, еретические… Сократа признавали 'своим' абсолютно разные идеологические течения, при этом в вину Сократу ставились философские однобокости, в которых он ну никак не мог быть повинен. Потому как по тем критериям, по которым современные умники идеологически расчленяют философа нового времени на всякие разные школы и направления, к Сократу и его предшественникам не могут быть применимы. История также стерла все мертворожденное в наследии Сократа, доведя его до крайних пределов окаменелости, до идолов массового сознания, тем самым выделив живые и животворные родники сократовской мысли, заключающиеся в его иронии и диалектике.
|