Сократ - Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой








Ксенофонт, Эсхин

Среди множества лиц, которых привлекала и пленяла дивная личность Сократа, большинство, вероятно, более понимало его нравственное величие и этическую ценность его речей, чем его научное значение. Как представлялась Сократова философия с этой точки зрения и как она применялась к жизни,— это показывает Ксено-фонт. Как ни почтенны практическая деятельность, религиозность и рыцарская натура этого человека, и как ни велики его заслуги в деле сохранения Сократова учения, — его понимание философского содержания этого учения представляется все же ограниченным. Сходным образом, по-видимому, Э с х и н в своих сократических диалогах излагал учение своего наставника только с его практической и общедоступной стороны. Более философскими натурами, согласно описанию Платона, были фиванцы Симмии и Кебе т, ученики Филолая; но ни об одном из них мы не знаем ничего более определенного; их сочинения уже Панэтий признавал подложными; дошедшая до нас «Картина» Кебета, аллегорическое изложение стоической морали, во всяком случае подложка. В качестве основателей философских школ нам известны, помимо Сократа, четыре ученика Сократа. Евклид, путем многообразного сочетания элеатских учений с сократовскими, основал мегарскую школу, а Федон — родственную ей элидскую; А н т и с ф е н, под влиянием горгианской софистики, основал киническую школу, Аристипп, под влиянием Протагора, — киренскую.

Мегарская и элидо-эретрийская школы

Евклид из Мегары, верный почитатель Сократа, познакомился (быть может, еще до своего сближения с Сократом) также с элеатским учением. После смерти Сократа он выступил сам учителем в своем родном городе. После его смерти руководство ею школой перешло к Ихтию. Младшим современником последнего был диалектик Евбулид, страстный противник Аристотеля; одновременно с ним жил ??асимaх, немного моложе — Пасикл. К последней трети и к концу четвертого века относится деятельность Диодора Крона (ум. 307 до Р. X.) Стильпонаиз Мегары; младшие современники Стильпона суть эристик Алексин и Филон, ученик Диодора. — Исходную точку мегарской философии составляло, согласно Платону —изложение которого Шлейермахер справедливо относит именно к мегарской школе — Сократово учение о понятиях. Если только отвлеченное познание обладает истиной — так умозаключает Евклид, сходясь в этом с Платоном, — то лишь тому может быть присуща действительность, на что направлено это познание — неизменной сущности вещей, «бестелесным формам»; напротив, телесный мир, о котором свидетельствуют наши чувства, вообще не может быть признан сущим: возникновение, уничтожение, изменение и движение немыслимы, и потому мегарцы устанавливают положение, что возможно лишь то, что действительно. Но все сущее в конечном счете сводится (как у Парменида) к сущему как единству; и, отождествляя последнее с высшим понятием Сократовой этики и теологии — с понятием блага, — Евклид вскоре пришел к дальнейшему положению: существует лишь единое благо, которое, будучи неизменным и тождественным себе, лишь обозначается различными именами — именами истины, разума, божества и т. д.; и точно так же существует лишь единая добродетель — познание этого блага, — и отдельные добродетели суть лишь различные названия для нее. Все остальное же, кроме блага, признавалось несущим, и этим, конечно, опять уничтожалась множественность «бестелесных форм» (на возражения, которые Евклид с этой точки зрения выставлял против Платона, последний, по-видимому, отвечает в диалоге «Парменид»). — Для обоснования этих воззрений уже Евклид пользовался, по примеру Зенона, косвенным доказательством через опровержение противников; его ученики с такой страстью отдавались диалектике, что отсюда вся школа получила название диалектической или эристической. Большинство апорий, которыми они при этом пользовались, заимствованы от софистов или придуманы в их вкусе, и мегарцы пользовались ими несомненно столь же эристически, как и софисты. От Диодора мы знаем четыре доказательства против возможности движения, составленные по образцу доказательств Зенона, и аргументацию в пользу мегарского учения о возможном, которая под названием «главенствующий» славилась в течение многих веков. Если однако, он говорил: возможно лишь то, что есть или будет, что либо могло прежде быть в движении, но не может двигаться — то это есть странное противоречие. Еще далее уклонялся Фил он от строгого учения своей школы. Стильной, который имел учителем не только Фрасимаха, но и киника Диогена, обнаружил себя учеником последнего в своей этической тенденции; словом и делом он проповедовал апатию и автаркию мудреца, и свободно относился к народной религии; он же утверждал, в духе киников, что ни одному субъекту нельзя приписывать отличного от него предиката; но в остальных отношениях он оставался верным мегарской школе. Его ученик Зенон преобразовал мегарскую школу вместе с кинической в стоическую.

Родственна мегарской школе была элидская, основатель которой Федон из Элиды известен из Платона как любимый ученик Сократа. Но до нас не дошло никаких более точных сведений о его учении. Учеником элидцев Мосха и Анхипила был Мен едем из Эретрии (между 352 и 278 г.); но еще ранее он слушал Стильпона, в духе которого он сочетал с элидомегарской диалектикой родственное кинизму жизнепонимание, которое вместе с тем опиралось на мегарское учение о добродетели. Однако распространение и длительность «эритрийской» школы могли быть лишь весьма ограниченными.







© СОКРАТ
Rambler's Top100