Сократ и тело человека
Воззрения Сократа отличались оригинальностью по меркам окружающей его культуры, но особенно необычным было его отношение к телу. В сравнении с остальными эллинами, он не видел в реальном физическом существовании ничего особенного, как и ничего действительно привлекательного. Это противоречит великим его свершениям, и от этого особенно интересно.
Жизнь – это болезнь?
В свое время еще Ницше говорил про необычное отношение к смерти и к жизни великого мудреца. Конечно, он не любил Сократа, и говорил что он как раз ужасный человек, но тем не менее, с удовольствием знакомился с его творчеством. Тогда философ и вычленил для себя отношение древнего грека к жизни и к смерти. Само тело и его существование легенда древнегреческой философии воспринимала как болезнь. Доказательством тому можно считать его реакцию на приговор. После употребления яда, когда философ уже умирал, он попросил своих друзей и учеников принести жертву. Причем не кому-то, а богу врачевания, коим в древней Греции считался Асклепий. Крайне важным считается то, что философ приказал принести в жертву именно петуха. В традиции его страны петух считался традиционной жертвой в случае исцеления. Из этого и делается вывод, что Сократ посчитал свою жизнь скорее заболеванием, а смерть – исцелением. Косвенным доказательством такого отношения Сократа является настороженное отношение к телу и других выдающихся философов того времени – от Платона до Сенеки. Они отличались во многом, даже касательно тела, но в основе лежало слегка аскетическое восприятие тела человека, воззрение на него с опаской.
Протест против традиции
Интересно, что такой взгляд на самом деле являлся тогда не традиционным, скорее невероятно необычным и прогрессивным. Греческое общество воспринимало судьбу человека после смерти чуть ли не как наказание – в античном обществе почти отсутствовал рай как таковой. Суть жизни грека была в физическом существовании, а основа и залог будущего блаженства не в набожности, а в реальном вкладе в развитие мира. Сократ воспринимал все иначе – одинаково далеко как от древнегреческого, так и от древнеегипетского. Он смотрел на жизнь как на нечто бесполезное и неправильное, чуть жизни была в познании мира и в истине, а человек с этой точки зрения представлялся как нечто незначительное. Поэтому ни реальной жизни одной личности, ни посмертию ее гений не придавал чрезмерного значения.
|