Раскаяние палачей
По словам Диогена Лаэртского, совсем немного времени прошло после сократовской казни, как афиняне уже раскаялись в содеянном и стали искать виноватых. Сами же палачи объявили себя умышленно введенными в заблуждение, приговорили к смерти Мелета, и к пожизненному изгнанию остальных обвинителей. Сократу же Лизипп соорудил бронзовую статую, которую и выставил в афинском музее Помпейон.
Несколько веков спустя, Диоген (III век н.э.), воодушевленный идеей праведного возмездия, посвятил памяти Сократа лаконичную эпиграмму, которую можно видеть в его книге о знаменитых философах:
Пей на Олимпе нектар, о Сократ!
Боги всемудрые мудрым тебя объявили,
Твои ж афиняне, тебе протянувшие яд,
Сами устами твоими его и испили.
По свидетельству Диадора врагов Сократа казнили без суда. Плутарх свидетельствовал, что они не выдержали гонений и презрения и сами повесились. Известный ритор Фемистий, продвигал версию, что Анит был побит камнями.
Вполне возможно, все известные нам сведения большей частью преувеличены и больше являются исторической данью следующих поколений трагической судьбе Сократа. Но, не в первый раз сталкиваясь со склонностью афинян к пересмотру содеянных ими преступлений, легко поверить и в их раскаяние в данном случае, особенно, если учесть, что дело было сделано. Раскаяние же в этом случае - и целительная процедура сбрасывания вины перед казненным, и в некотором роде, вид причащения к его громкой славе. Парадокс: Сократ был тягостен и неугоден современникам при жизни, а, умерев, воспарил над той суетной игрой мнений и страстей, которые всегда нуждаются в безмолвных кумирах.
:: Назад ::
|