Сила сократовской диалектики
Сила сократовской диалектики зачаровывала греков и иноземцев в продолжение двух поколений при жизни Сократа, и продолжает делать это до наших времён. Но в чём же объяснение такой неизменной притягательности обычных высказываний на разные темы?
Анализируя культурный кризис эпохи, в которую жил философ, становится ясно, что именно тот период являлся переходом от устного выражения мыслей к письму. Такая смена способа человеческого общения нешуточно влияла на лексику, форсируя изменения форм человеческого сознания. Такие перемены можно сравнить с переходом от поэзии к прозе или со сменой образного мышления на абстрактное. Идея абстрактного выражения мыслей представлялась людям чем-то новым, необычным, а предвестником её был именно Сократ. Известный афинский комедиант Аристофан высмеивал Сократа, называя его абстрактным мыслителем, выдающим мысли и возглавляющим мыслильню. Ещё одна аналогия – Сократ – священнослужитель парящих в облаках понятий. Ведь мысли – это ничто, нематериальное выражение идей. Если верить Аристофану, то Сократ изъясняется на абстрактном жаргоне, в котором идеи обретают форму. Но именно эта поглощенность идеями воспринималась учениками, как поиск определений и смысла таких понятий, как «справедливое», «благое», «добродетельное». Они учились точному, ёмкому языку, который бы позволил выразить понятийное сознание в оппозицию конкретному опыту. Таким образом, основная идея сократовского метода – «человеческая добродетель есть состояние ума».
Назад
|