Сократ - Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой








Сократ Схоластик

Сократ Схоластик (ок.380-440) являлся светским лицом: он получил риторическое образование и был юристом в родном ему Константинополе. Будучи христианином, он поставил своей целью написать Церковную историю, как продолжение труда Евсевия, которым он был вдохновлен. Вместе с тем его светские занятия наложили отпечаток на его сочинение - в нем приводятся многие сведения, выходящие за рамки только истории церкви. Его Церковная история охватывает время с 306 по 439 г. и посвящена преимущественно событиям, происходившим в Константинополе или вокруг восточной столицы (Socr.H.E.V,24).

Хотя центральное место в Церковной истории Сократа отводится борьбе с ересями и защите Никейского символа веры, он избегает описания сложных теологических споров, т.к. не обладал глубокими познаниями в христианской догматике и теологии. К языческой религии Сократ относится негативно, но без явной враждебности, свойственной многим его современникам в условиях победившего христианства. Эта позиция находит отражение и в преклонении Сократа перед лучшими представителями античной культуры и образованности, как прошлого (Платона, Аристотеля), так и современного ему настоящего (Либания). Вместе с тем негатив Сократа по отношению к язычеству проявляется тогда, когда он описывает римских императоров, покровительствовавших этой религии, и в первую очередь Юлиана.

Политические симпатии Сократа на стороне христианской империи. Он разделял представления многих отцов церкви о тесной связи исторических судеб христианской империи и христианской церкви и о божественном покровительстве христианских императоров.

В своем труде Сократ опирался на многие источники, как церковные, так и светские, но особенно на рассказы очевидцев и собственные наблюдения. Ему не чужд критический подход к противоречивым слухам и недостоверным рассказам, хотя в его труде встречается много ошибок и неточностей, и он сам по себе требует критического подхода.

Важность труда Сократа для изучения христианизации состоит в том, что он в проводит две сюжетных линии - оптимистическую, показывающую рост авторитета христианства в Римской империи и за ее пределами, обращение неверующих и угасание язычества, и пессимистическую, рисующую внутрицерковные раздоры и борьбу с ересями. Такой подход к результатам христианизации являлся отражением взглядов многих современников Сократа и, несомненно, заслуживает серьезного анализа.







© СОКРАТ
Rambler's Top100