Политико-правовые взгляды Сократа
Политико-правовые взгляды Сократа - составная часть его моральной философии в целом, с тесно переплетенными этическим и политическим началами. В понимании мудреца этика политична, политика - этична. Арете, высшей и самой важной добродетелью, считается добродетель политическая, под ней Сократ понимал искусство управления делами полиса. Используя именно это искусство, люди становятся хорошими политиками, руководителями, домоправителями и в целом полезными для других граждан государства.
Сократ называл эту высшую добродетель «царской» и считал, что она одинаково значима и в публичной, и в частной жизни человека, ведь в двух этих случаях речь идет об одном и том же – о том, чтобы справляться с соответствующими делами (домашними либо полисными) на основе своих знаний. Наука хорошего хозяина, управляющего домом, сходно с умением умелого начальника, и первый легко может заменить в делах второго. «Так что ты не смотри с таким пренебрежением на домохозяина,-- поучал Сократ некоего Никомахида.-- Забота о собственном имуществе только количественно отличается от заботы об общественном; в прочих отношениях она совершенно такова же».
Основным принципом сократовской моральной философии, гласящим, что добродетель - это знание, в политико-правовой сфере можно считать следующую формулировку: «Править должны знающие». Именно такой подход резюмирует философские взгляды Сократа о разумных и справедливых истоках государства и права, критически адресуясь ко всем формам политического устройства. «К царям и правителям, - подчеркивает он, - нужно относить не тех, кто носит скипетры, не тех, кто избран известными вельможами, и не тех, кто достиг своей власти посредством жребия или насилия, но тех, кто умеет править».
|