Педагогические взгляды Сократа, Аристотеля, Платона и Демокрита
Сократ
Известный философ античности подчеркивал серьезную роль знаний в науке, познания людьми самих себя в мире. Он считал это одним из ключевых средств решения разнообразных задач в жизни. По этой причине одним из критериев развития человека для Сократа были качественные характеристики знания. Им отрицалось познание природы и мира через их недоступность разуму. Он старался доказать, что люди должны познать себя, совершенствовать собственную мораль. Для него это и было целью воспитания. Сократ проводил беседы по проблемам нравственности, он заставлял слушателей путем ответов и вопросов искать истину, сам он при этом не давал им готовые выводы и положения. Подобный стиль бесед называли сократовским.
Платон
Этот древнегреческий философ является создателем академии в Афинах, которая существовала не один век. В своих работах «Закон» и «Государство» он создал проект новой методики воспитания молодежи и детей в рабовладельческом государстве. Для Платона образование было продвижением души к идее Блага. Процесс представления и «припоминания» является базой обучения по Платону, хотя способу диалектики в обучении он тоже отводит серьезную роль.
Он считал, что женщин следовало воспитывать так, как и спартанских. Рабов он советовал не нежить, а за малейшие провинности наказывать.
Демокрит
Философ в своих трудах немалое внимание уделил проблеме воспитания. Он был сторонником принципов природосоответствия, гармоничного развития личности. Для него важным было трудовое воспитание молодежи и детей, применение упражнений в ходе нравственного воспитания. Целью воспитания выступает подготовка к реальной жизни.
Аристотель
Аристотель является одним из наиболее выдающихся философов в эпоху Древней Греции. В 367 году до н.э. в возрасте 17 лет он стал учеником платоновской «Академии», где пробыл 20 лет. Он считал себя учеником Платона, но при этом был отдельным философом, критиковавшим учение учителя.
Какое-то время он воспитывал Александра Македонского, в будущем основал собственную школу философии в Афинах. Аристотель выстраивает целую научную теорию, выделяя теоретическую и созерцательную, он уделяет немалое внимание чувственному знанию. Аристотель считал, что разум людей бессмертен, он в итоге сливается со всемирным разумом. Считал, что задача добропорядочного человека – это творить добро и создавать прекрасное в моральном смысле.
|