Сократ о божественном начале
Божественное начало – довольно-таки модная тема во времена зарождения философии. Сократ усматривал в природе телеологию, понятие которой у него, впрочем, довольно поверхностно. У Сократа божественное провидение заботится о мире и, особенно, о живом человеке. Философ ещё тогда указывал на сродство человеческой души с божеством и на возможность существования бессмертия души. Также очевидно, что в его теологических высказываниях заключалось возможное обоснование цельного, объективного мировоззрения и гносеологии.
По видимому, теология для Сократа не имела самостоятельного, самобытного значения, она служила всего лишь опорой для этических принципов: под творцом, Богом он подразумевал источник общей добродетели и, в частности, справедливости в узком смысле слова. Наиболее характерное для Сократа положение его этики заключалось, вовсе не в ее теологической основе, но в доказательстве тождества знания и добродетели и в дальнейшем совмещении различных добродетелей (смелости, мудрости, умеренности и справедливости, которые были в те времена четырьмя основными добродетелями общенародного греческого сознания) к единой основополагающей мудрости. Вот именно в этом положении и выразился затем итоговый рационалистический характер всей греческой философии, которая ценила в человеке разум превыше всего.
|