Сократ о божественном
Сократ был принципиальным врагом изучения природы. Работу разума человека в этом направлении мудрец считал бесплодным вмешательством в божественное. Мир по Сократу - это творение божества, настолько великого, что оно может все контролировать – и видеть, и слышать, и повсюду присутствовать, и иметь обо всем попечение. Он верил в гадания, а не в научные исследования, из них он и черпал указания богов. В этом отношении мудрый Сократ мало чем отличался от невежи из Афин. Он прислушивался к указаниям дельфийского оракула, советуя делать это всем своим ученикам. Философ аккуратно соблюдал ритуалы жертвоприношения богам, старательно выполняя все религиозные обряды.
По его мнению, основной задачей философии являлось обоснование религиозного мировоззрения, а вот познание природы, то есть натурфилософию считал занятием ненужным и безбожным.
Его сомнение должно было привести к самопознанию, как он часто говорил – «познай самого себя». Лишь таким индивидуальным путем, повторял он, можно достигнуть понимания справедливости, закона, права, добра и зла. Материалисты, изучающие природу, дошли до отрицания божественного разума в мире, в то же время софисты засомневались во всех прежних взглядах. Согласно же Сократу, нужно обратиться к самопознанию, изучению человеческого духа, в котором найти основу религии и морали.
|