Философское учение Сократа о добродетели и человеке
Вопрос о жизни человека и ее сути в учении древнего философа был основным. И как раз для ответа на него философское учение Сократа предлагает не познание окружающего мира, а погружение внутрь себя в попытках найти ответы на вопросы о природе и скрытых мотивах своих действий.
Сократ или софисты
Осознание своих целей и причин поступков что Сократ, что софисты считали главнейшим в жизни человека. Но они расходились во мнении касательно вопроса, а зачем это необходимо, и что делать человеку, понявшему себя. Софисты предпочитали оправдание своих поступков в глазах общества – осознание мотивов помогало представлять поступки как общественно полезные, даже если причины были эгоистическими. Приемы, позволяющие выдавать за общий интерес сугубо личные прерогативы, Сократ как раз и отвергал. Главная его задача была не в том, чтобы выдавать за добродетель порывы и совпадения, а поиск внутри человека силы, способной побудить его творить истинно добродетельные дела. И процедура осознания себя, анализ поступков человека и его поведения, становилась лишь способом познать случайные и преходящие мотивы, вычленить внутри себя объективность и общность, что способна заменить давно отжившие свое традиции.
Добродетель
Сократ представляет всем нам не новый смысл добродетели, а новый способ ее познания. Он предполагает, что добродетель присутствует в душе, или появляется там в процессе лечения духа. Это было революционное мнение по тем временам, потому что тогда добродетельное поведение задавалось нормами богов, традициями мифов и поступками великих людей прошлого. Сократ же предлагал обществу перестать искать добродетель за его пределами, а обратиться к внутреннему, погрузившись в свою душу. В философском учении Сократа познание это проводится благодаря специальному «сократическому диалогу», сложной системе приемов и методов рассуждения путем диалога с самим собой.
Для познания добродетели ему пришлось пройти долгий жизненный путь, и убедиться в невежестве всего мира, включая себя самого. Постоянное сомнение помогло появиться на свет методу, что сам Сократ чаще всего использовал в диалогах для развития способностей собеседника. Он особенно часто использует иронию, софистику, опровержение, но все это становится лишь частью метода майевтики. Дословно – это помощь при родах, и в диалоге Сократ намеревался именно помочь собеседнику познать себя и осознать заложенную в нем лично добродетель.
|