Костас Варналис
Фигура Сократа постоянно притягивала внимание не только философов, историков и художников (Давид), но и скульпторов (Коненков, Антокольский) и композиторов (Эрик Сати). В середине XVII века средневековая публика могла прочитать трактат французского писателя Луи Гез де Бальзака, названный «Христианским Сократом». Известный Ламартин выдал «Смерть Сократа», произведение, основанное на старинных «Диалогах» Платона. В них ученик Сократа понимает своего учителя, как предтечу христианства. Далее идёт Короленко со своей фантазией «Тени».
А вот выдающийся писатель новой Греции Костас Варналис написал блестящий памфлет «Подлинная апология Сократа», который увидел свет в 1931 году. Этот мастер подошел совершенно новаторски к осмыслению конфликта «овода» и «коня». У него Сократ выступает как обличитель Республики, ничем не отличающейся по характеру своему от Тирании. Самое поразительное, что Сократ у Варналиса - и саморазоблачитель, который неистово опровергает перед аудиторией те свои идеи (также приписываемые ему Платоном), которые являются основоположными для власти богатых и сильных. Можно сказать, что Сократ Варналиса – это Сократ XX века. Его оправдательная речь, как кажется, построенная по образцу апологий Платона, Лисия, Ксенофонта и Либания, при этом употребляющая те же имена и исторические факты, на самом деле нацелена на буржуазную Грецию 30-х годов нашего столетия. Это современность в исторической тоге.
|