Как много же их было…
Платон – любимый ученик Сократа и в последствии основатель учения сократиков – основной источник знаний об этом «демиурге философии». Зачастую в согласии с ним Сократа изображали основателем аристократического идеализма. Впрочем, в трудах Ксенофонта Сократ изображен скучным моралистом, при взгляде на которого трудно понять - чем же он смог восстановить против себя своих обвинителей и судей?
У образу Сократа возвращались не только историки и философы, но также и художники (Давид), скульпторы (Антокольский, Коненков), композиторы (Эрик Сати). Ближе к современности, в середине XVII века, парижский писатель Луи Гез де Бальзак сочинил трактат «Христианский Сократ». У Ламартина есть произведение, основанное на диалогах Платона, в котором Сократ интерпретируется как предтеча христианства («Смерть Сократа»). Тоже самое можно сказать и о Короленко и его фантазии «Тени». А вот выдающийся писатель Новой Греции Костас Варналис со своим блестящим памфлетом «Подлинная апология Сократа» (1931) раскрыл конфликт «овода» и «коня» совершенно с другой, новой стороны. Его герой - Сократ – обличитель Республики, которая мало чем отличается по характеру своему от Тирании, и саморазоблачитель, опровергающий те свои идеи (приписываемые ему Платоном) перед лицом собравшейся в суде публики, которые считались основой власти богатых и сильных. У Варналиса Сократ – это Сократ XX века. В его защитительной речи, которая внешне построена по образцу апологий Платона, Лисия, Ксенофонта, Либания и оперирует теми же фактами истории и именами, чувствуется обращение к буржуазной Греции 30-х годов нашего столетия. Это современность в исторической тоге.
|