Сократ о формах государственной власти
Сократ классифицировал государственные формы, исходя из основных аспектов своего этико-политического учения. Упоминаемые им государственные формы таковы: монархия, аристократия, тирания, плутократия и демократия.
Монархия при этом отличается от тирании тем, что основывается на законных правах, а не на насильственном захвате власти, а поэтому и имеет моральное значение, отсутствующее у тирании. Определяющуюся как власть немногих знающих и моральных людей аристократию Сократ предпочитает всем остальным государственным формам. Но острие его критики особенно направленно против античной демократии - неприемлемой и безнравственной формы государственной власти.
Сократ – условный противник и афинской демократии. Вопрос о космосе, о человеке со всеми его связями перетекает в антропозитизм. Сократа можно назвать просвятителем, врагом изучения природы. Цель его философии - обосновать религиозно-нравственное мировоззрение, а вот познание природы он относил к безбожному делу. Он считал, что сомнения ведут к самопознанию и пониманию справедливости, закона, права, зла, добра, что познание человеческого духа – есть самое главное. Сомнение приводит к субъективному духу, который суть человек, а затем и к объективному духу, суть богу. При этом особое значение отводится познанию сущности добродетели. Он убежден, что истина и есть нравственность.
|