Сократ - Непознанная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой

Ученики Сократа Эсхин и Менедем

Ученики Сократа являют собой многочисленную группу философов. Некоторые из них открывали собственные философские школы.

Эсхин

Эсхин из Сфетта является древнегреческим философом, который в юности был учеником Сократа, являлся его последователем. Историки зовут его Эсхином Сократиком, дабы отличить от оратора Афин Эсхина.

Если верить Платону, Эсхин был на суде над Сократом, а также присутствовал при экзекуции. После смерти Сократа Эсхин стал создавать философские диалоги, как и Платон, в них Сократ выступал в роли основного дискутирующего. Хотя сохранились они только фрагментами, а также в цитатах поздних писателей, известен Эсхин в древности благодаря своей аккуратности изложения.

В этом смысле он даже превзошел Ксенофонта, но ближе к Платону. Ксенофонт писал под влиянием сочинений Платона или других последователей Сократа, а произведения Эсхина основываются на личном опыте общения с великим Философом.

Имеются сведения, что Эсхин выступал в Мегарах Сицилийских с чтением этих диалогов в ходе поездки к Дионисию Младшему. Среди его диалогов известны сегодня следующие: Аксиох, Алкивиад, Ринон, Аспазия, Каллий, Телавг, Мильтиад.

Диоген Лаэртский сообщает в описании жизни Эсхина, что из-за финансовых трудностей он был на службе в суде Дионисия в Сиракузах. Там он практиковался в риторике, создавал речи для спорящих сторон.

Афиней приводит отрывки из потерянной речи Против Эсхина, которую написал Лисий. Там Эсхин обвиняется в том, что влез в долги в роли продавца парфюмерии. А обвинитель его еще упрекает в том, что Эсхин являлся учеником Сократа, но так низко пал. Еще он характеризует Эсхина в виде софиста.

Гекесандр Дельфиский отмечает, что Платон смог переманить от Эсхина ученика Ксенократа.

Менедем

Менедем из Эретрии является древнегреческим философом, выступает основателем Эретрийской школы. Он сначала изучал философию в Афинах, а потом у Федона и Стильпона. Сочинения Менедема не дошли до наших дней, помимо нескольких замечаний у писателей, живших после него.

О его философских мнениях есть отрывочные сведениях. Афиней цитировал Эпикрата и полагал, что Менедем был платоником, но по другой информации он предпочитал Стильпона.

Если верить Диогену Лаэртскому, Менедем понимал благо как полезность. Он отрицал ценность отрицательных суждений, т.к. только аффирмации способны выразить истину. По свидетельству Цицерона и Плутарха в этике он ценил добродетель.

Цицерон еще сообщает, что Менедем являлся последователем Мегарской школы. А Диоген пишет, что Менедем не оставил после себя произведений.









© СОКРАТ
Rambler's Top100