Экономические взгляды Сократа
Что выступало для Сократа признаком бедности и богатства? Как обменивались знаниями в античности? Почему софисты были восприняты как скандал?
Экономические мысли Сократа
В истории философии становятся актуальными темы, которые ранее не интересовали науку. К подобным аспектам стоит отнести экономические взгляды Сократа. Эта тема может казаться странной. И дело не в том, что этот философ не написал ни строчки и ни одного сочинения на экономическую тематику, а в том, что он был бедным человеком. А йкомпетенцией.
Можно привести немало фактов из его жизни. На смертном одре друг ему предложил новую накидку, но Сократ сказал, что ему пригодится и старая, раз уж она служила ему при жизни.
Сократ носил чистую, но очень поношенную одежду. Хотя и не считал себя бедняком. Об экономической концепции Сократа мы узнаем из сочинений Ксенофонта, а не Платона. Исследователи древней философии отлично знают, что эти источники являются главными ресурсами знаний о сократовской философии. Но Сократ Платона лишь отчасти совпадает с реальным.
Реконструкция образа Сократа навсегда недосягаема на сегодня. Нам не дано узнать, о чем он поведал ученикам, есть только их пересказы. Ксенофонт несколько уступал Платону в философском таланте, но, может быть, именно поэтому он передает более верный образ Сократа.
Диалоги о быте
Ксенофонт после себя оставил немало диалогов, которые посвящены быте. Выяснилось, что при сопоставлении таких фрагментов реплики создают целостную картинку экономических взглядов философа. Сократ жил в обществе, где дар и обмен были основными механизмами жизни. Хотя уже существовали первые чеканные монеты.
Сократом подчеркивается смена вех. Он считал в молодости, что быть богатым – это быть самостоятельным, не зависеть от кого-либо. Но в старости он видел, что у молодых людей ценности менялись, а обладание вещами было синонимом богатства.
Сдвиг в понимании богатства характерен кризисной эпохе истории Афин. Сократ не считал, что изобилие вещей является показателем богатства. Важно ставить в соответствие потребности, блага и вещи. Человек, у кого мало потребностей и вещей, может оказаться богаче того, у кого их много. Данное соответствие дает представление о богатстве.
Сократ беседовал с учениками, не требуя ничего от них. Но ученики сами приносили ему что-то. Это был обмен: Сократ давал нечто ученикам, а они давали взамен то, что могли.
Из-за этого возникновение софистов, платных учителей, становится разрывом данной традиции. Современники воспринимали это в качестве скандала. У Сократа знания были доступны всем, а плата сверху не фиксировалась ничем, снизу ее фиксировал нуль.
|