Искусство добра и справедливости Сократа
Сократ неспроста большое количество времени и внимания уделял на то, чтобы выяснить такие понятия, как добро, справедливость, зло и пр. У него всегда в центре внимания находились вопросы жизни человека, ее цели и назначения, справедливого устройства общества в мире. Философию древний ученый рассматривал через призму познания того, что представляет собой зло, а что можно считать добром.
Вечный поиск толкований добра и справедливости помог Сократу в диалоге с несколькими или одиночными собеседниками, или вообще в одиночку создавать особенные этические отношения между индивидами, которые собирались вместе не для развлечений и не для практических дел, а для того, чтобы обрести истину, познать искусство добра и справедливости.
Любовь к доброте
Однако философская любовь к новым знаниям может быть рассмотрена в качестве нравственной деятельности только с той позиции, когда само по себе новое знание является добром. Именно такой рационализм с этической точки зрения и есть сущностью учения Сократа. Сократ считает безнравственные поступки результатом незнания действительности – если человек знает, что именно является хорошим, то он не поступит никогда плохо – таким является убеждение греческого философа.
Плохой поступок здесь рассматривается как ошибка, заблуждение, а никто не допускает ошибки по своей воле, как думает Сократ. И так как нравственное зло происходит от незнания, следовательно, знание становится источником нравственного совершенства. Поэтому философия в качестве пути к знаниям у Сократа становится средством формирования человека добродетельного. А если в государстве каждый человек будет таким, то оно станет справедливым. Таким образом, в искусстве добра и находится объяснение справедливости. По Сократу, знание добра – это уже следование добрым поступкам, что и приводит человека к истинному счастью.
Получилось ли у Сократа добиться счастья?
Но судьба самого древнего философа, который в течении всей жизни старался путем знания стать добродетельным и научить этому искусству своих последователей, говорила о том, что в античном государстве уже отсутствовала гармония между счастьем и добродетелью.
Сократ, который находился в вечном поиске противоядия от релятивизма софистов с позиции нравственности, в то же время использовал различные приемы, которые для них характерны. Многие афинские граждане, не знающие философию и раздраженные существованием софистов, как приезжих, так и своих собственных, ставили Сократа в одну линейку с остальными мудрецами, которые подвергали осуждению и критике традиционное мнение о религиозных культах. Так, Сократа в 70-летнем возрасте признали виновным в том, что он не почитает богов, которых признает государство, а вместо них вводит неких новых богов. Говорили, что он развращает молодое поколение, убеждая парней слушать своих родителей. За введение смуты в нравственности народа, Сократ был казнен.
|