Диалектика по Сократу
Сократ, находя опору в элейской школе Зенона и учении софистов – Протагора - первым четко поставил вопрос о субъективной диалектике, как о способе мышления. Составными частями «сократического» метода являются ирония и майевтика (форма), «индукция» и «определение» (содержание). Метод Сократа - это прежде всего последовательно и систематически задаваемые вопросы, имеющие своей целью доведение собеседника до противоречия с самим собой, до признания собственного невежества. Это и есть так называемая сократовская 'ирония'. Однако задачей Сократа было не только 'ироническое' раскрытие противоречий в словах собеседника, но и перешагивание через эти противоречия с целью достичь 'истины'. Вот почему продолжением 'иронии' была 'майевтика' – или так сказать 'повивальное искусство' Сократа. Сократ как бы помогал своим слушателям родиться новыми людьми, начать познавать 'всеобщее' как основы истинной морали. Главной задачей 'сократического' метода было найти 'всеобщее' в нравственности, добиться всеобщей нравственной основы частных добродетелей. Эта задача была решаема при помощи своеобразной 'индукции' и 'определения'.
Разговор Сократа строится на фактах жизни, на конкретных явлениях. Сравнение отдельных этических фактов, выделение из них общих элементов, их анализе, обнаружение препятствующих их объединению противоречащих моментов, приводящие в конечном итоге к высшему единству. Именно так он достигает общего понятия.
|