Начальное образование
Не отличаясь от остальных афинских детей, Сократ имел общедоступное начальное образование. Оно было акцентировано на физическом и духовном формировании члена полиса, его будущего полноправного и преданного гражданина. Дети в Афинах получали так называемое "гимнастическое и мусическое воспитание".
"Мусическое" воспитание подразумевало не столько общее музыкальное образование, включавшее в себя умение играть на флейте и кифаре, петь и танцевать, сколько литературно-словесное, заключавшееся в изучении языка (письма и чтения), заучивании наизусть и комментировании текстов лирических, эпических и трагических поэтов (Гесиода, Гомера, Пиндара и проч.). Также в программу начального образования включалось обучение счету (арифметике и началу геометрии). Одно из ведущих мест в греческой школе, открытую для детей греков с семи лет, отводилось гимнастике. Гимнастика, включавшая в себя бег, метание дротика и диска, борьбу и т.п.) становилась предметом серьезных занятий начиная с 12-13 –ти лет школьника, что обуславливалось государственной необходимостью, ведь гражданин полиса должен был в любой момент собраться, пойти в поход и защищать отечество. Дополнительно повышенное внимание к физической подготовке объяснялось также заботой государства о взращивании гармонически (не только духовно, но и телесно) сложенного гражданина полиса. Поэтому Сократ и был мудр в науках (в частности, в астрономии, математике и метеорологии). Натуралистическими науками философ особенно увлекался в юные годы, но людские сплетни создали после его смерти столько небылиц по этому поводу, что все и не перескажешь. В том числе и предание о "невежественности" Сократа, легенду о том, что он, не имея никакого систематического образования, самоучкой приобрел лишь самые элементарные знания.
|